Я скорее счастливый, чем довольный.
М. М. Жванецкий
Одесса, которая априори считается жемчужиной у моря, время от времени любит выбрасывать на берег порожденные в черноморских глубинах таланты. Скромные одесские врачи Маня (Эммануил) Моисеевич Жванецкий и его жена, Раиса Яковлевна, даже не подозревали, что об их сыне, родившемся 6 марта 1934 года, будет на все лады говорить весь мир. Родители имели неосторожность назвать мальчика Мишей*, что в некоторой степени определило его судьбу: судьбу непревзойденного в своем жанре писателя-сатирика. Вначале – то есть в школьные годы — ничего не предвещало. Зато потом…
Из Одесского института инженеров морского флота Жванецкий вышел в 1956 году инженером-механиком подъемно-транспортного оборудования портов, что обернулось для него работой механиком по кранам в Одесском же порту и знакомством с механиком по автопогрузчикам Виктором Ильченко. Во время студенчества Михаил был замечен в написании миниатюр и монологов для художественной самодеятельности, которые (о ужас!) еще и сам часто исполнял. Ввиду вышеизложенного, встреча с Аркадием Райкиным во время гастролей 1963 года Ленинградского театра миниатюр была неминуема.
Очарованный талантом одессита, Райкин включил в репертуар театра произведения Жванецкого, а через год сделал предложение, от которого последний не смог отказаться — работу заведующим литературной частью. Это закончилось выходом совместно поставленной программы «Светофор» (1969), где зрители впервые услышали миниатюры «Авас», «Век техники», «Дефицит». Одновременно с исполнением основных обязанностей под видом творческого сотрудничества написал несколько сотен монологов и миниатюр для Романа Карцева и Виктора Ильченко.
Покорив самостоятельными выступлениями публику Одесской филармонии, писатель внедрился в Московский театр «Эрмитаж», став невероятно популярным у видавших виды москвичей. А в 1988 году (сказав Райкину прощальное «адьё!») создал в столице собственный театр миниатюр, в котором занял пост художественного руководителя. Через несколько лет снялся в эпизоде фильма «Гений» (1991), а с 2002 года решил ежемесячно дежурить по стране в известной телепередаче оригинального формата на одном из российских каналов.
Начиная с 1982 года Михаил Михалыч неустанно писал книги, играл в спектаклях (1987-1999 гг.), получал ордена и другие награды. Все эти бесчинства он пытался замаскировать женитьбами в разное время на четырех женщинах и даже составить конкуренцию Исааку, родив трех дочерей и двух сыновей. Однако отвертеться от званий Народного артиста и Заслуженного деятеля искусств, а также от президентства во Всемирном клубе одесситов ему не удалось. Более того, бдительное руководство Одессы в апреле 2009 года назвало бульвар (в прошлом – Искусств) его именем.
Сегодня его произведения все так же свежи и чудесны, как и полвека назад. Они, как выдержанное вино, сохраняют актуальность, мудрость и юмор. Их автор, подошедший к 80-и и пытливо заглядывающий им в глаза: «Кто кого?», по прежнему дерзок и юн умом. Он, как подрывник из собственного рассказа, появляется на сценах переставшей существовать страны все с тем же взрывоопасным портфелем во времена ее существования. И пока почетного гражданина Одессы любят, как он сам того желает — «безответно, страстно и немедленно», Жванецкий жив!
*Михаил – кто как Бог.
Как-то пропустила я в свое время рассказ подрывника… Вот спасибо, заполнила пробел! Хохотали всем семейством. 🙂
Да… все таки он гений! И нам повезло, что мы живем с ним в одно время.
Его «раки» и «а вас» — шедевр! Просто и так смешно может писать только он.
Несколько раз пересматривал фильм гений, но уважаемого и всеми любимого Михаила Михайловича там не замечал, может просто он там без портфеля был?
Юрий, Вот ссылочка, где перечислены все актеры, играющие в фильме «Гений» Там не только Жванецкий, там много и других звезд: http://films.imhonet.ru/element/189208/persons/
Просто гениальные монологи. Всегда с удовольствием смотрю Жванецкого по телевизору. Очень ярко, умно и точно в цель.
Замечательный артист.Его монологи никогда не надоест слушать,хоть в сотый раз их слышишь, а все равно смешно.
Жванецкого можно слушать бесконечно. У него всегда юмор умело переплетается с остроумием, и честной жизненной позицией. Его произведения остры, прямы, и в них умело высмеяны многие анахронизмы нашей ментальности.
Жванецкий это легенда и классика юмора.
Если прослушать все его произведения, а по другому не скажешь, можно проследить жизнь целого поколения. И именно такой, как она изображена
в рассказах и миниатюрах Михал Михалыча.
У Жванецкого сама «соль» — это его подача материала. Такое впечатление что можно дать ему любую книгу или газету и он, своей уникальной одесской манерой, превратит его в юмористическое произведение.
Восхищает его острота ума, поражает умение подмечать в обыденной жизни такие явления, которые проходят мимо других, менее наблюдательных людей.И облекать свои наблюдения и выводы о жизни в изящные формы грустного юмора. Моё любимое — Вам помочь или не мешать.
Юмор Михаила Жванецкого неподражаем, он, как коллекционное вино, аромат и букет которого с годами становится изысканнее.
Ну а как, а что, ну в смысле, это же , ну даже, как Вы могли…Конечно ни у кого не получится так как у Михал Михалыча, но он просто гений —говорить набор слов понятный всем — разве не в этом составляющая его гениальности ?!
Сейчас пойти на Жванецкого можно, так как юмор у него блестящий, не основанный на теме «ниже пояса» и не каждый раз все сразу поймешь, Жванецкому приходится ждать.
Потрясающе талантливый человек, вызывающий у меня огромное уважение. Его умение сказать об очень важном, остро и с юмором одновременно, весьма редкое качество. Просмотрела вышеприведенные сюжеты и решила посвятить сегодняшний вечер юмору от Жванецкого.
Михаил Жванецкий неповторим, и это не преувеличение. Сказать, что он очень талантливый и остроумный писатель — это значит ничего не сказать. Есть еще его взрывная экспрессия в монологах. Есть его знаменитые риторические вопросы. И когда все это смешивается на сцене — происходит чудо. Зрители перестают видеть и слышать абсолютно все, кроме него самого. Мастер слова захватывает в плен полностью, без остатка.
«Нормально Григорий — отлично Константин» — популярная миниатюра Михаила Михалыча. Другого такого артиста не найти, да и не надо искать. Думаю, ещё не одно поколение вырастит на его юмористических рассказах.
Хорош вебсайт, столько интересного можно почитать! Да и не только почитать, но и видео посмотреть. Я например, многого вообще не видел раньше, и даже не знал, что Жванецкий в молодости писал такие прикольные миниатюры! А молодой Карцев — это что-то! Ржал как конь, слушая его «Аваса». А потом еще и «Кассира» нашел на Ютубе, так вообще настроение на целый день поднялось 🙂
Мне лично всегда приятно окунуться в мир доброго, тонкого и всегда уместного юмора советских времен, а Жванецкий в этом деле является признанным лидером.
Жванецкий — это настоящее воплощение одесского юмора: иронического, местами грустного, очень меткого.
Горжусь тем, что одесситка и имею счастье пройтись по бульвару, названому в честь настоящей легенды юмора, Михаила Жванецкого. Кто не знает, вдоль бульвара размещены таблички с цитатами юмориста, так вот самая любимая из них: «Имей совесть и делай то, что хочешь». Спасибо ему за то, что он занимается любимым делом!
Раньше я не понимала Жванецкого. Наверное понимание его юмора приходит с возрастом. И вот я «доросла». Теперь слушаю Жванецкого с огромным удовольствием.
Никто не может передать Одессу лучше чем настоящий Одессит. Восхищаюсь его умением тонко подчеркивать и превозносить реалии жизни простых обывателей. Каждый раз с удовольствием смотрим его выступления, а некоторые высказывание стали цитатами в обиходе общения в нашей семье.
Михаил был и остается моим любимым писателем-сатириком, которому удавалось преподнести ситуацию так интересно и оригинально своему читателю! Чего стоит только его книга «Одесские дачи»!
Увы, все проходит. Для нескольких поколений Жванецкий был кумиром и образцом. Однако новые поколения выросли на других кумирах, для них Жванецкий ассоциируется с Зощенко и Козьмой Прутковым.
Жванецкого очень любит мой дедушка. Помню, как вместе с ним смотрела выступления Михаила и тоже смеялась, хотя юмора не понимала. Только позже, повзрослев, перечитывая, переслушивая все те же монологи, начала понимать их суть и смеяться уже осознанно. Очень тонкий, умный и интеллигентный юмор. Такого сейчас ох как не хватает.
Как исполнитель монологов — мне не очень нравится Михаил Михалыч. Но вот как автор — он бог! Я в университете однажды курсовую работу даже писал по Жванецкому, открыл для себя очень много нового и интересного!
Михаил Жванецкий — с детства любимый юморист-сатирик.
Пластинка из журнала Кругозор 1973 года «Смех в зале. Интермедии Михаила Жванецкого» выучилась наизусть сама собой. С удовольствием рассказывал друзьям вместо анекдотов.
Слушать Жванецкого это как играть блиц в шахматы с очень сильным игроком. Пока доходит одна острота нужно думать уже над следующими.
И цитаты из его сочинений глубоко въелись в память.
И статьи из Аргументов и Фактов внутренний голос читает его голосом.
Счастья, удачи, здоровья Михаилу Михайловичу, и праздники не по календарю, а по настроению.
Мне нравится в Жванецком то, что стиль его какой-то особенный, индивидуальный и уж точно неповторимый. Хочется его почаще видеть на телевидение, чего, к сожалению, не происходит.
Вне всякого сомнения он-мега уникальнейшая личность в мире сатиры. «Раки» ,рассказанные Познером на юбилее Жванецкого это…это…этому не подобрать слов-это надо видеть.Лично я смотрю каждый месяц и каждый раз смешно. Если вдруг кто не видел,обязательно посмотрите.